Логистические особенности Дальнего Востока


Логистические особенности Дальнего Востока

По скромным оценкам операторов рынка автомобильных перевозок, логистическую отрасль Дальнего Востока может ждать коллапс уже в ближайшие месяцы. Проблема, давно существующая в области и касающаяся особенностей автоперевозок, к сожалению, ни на йоту не приблизилась к разрешению, несмотря на оптимистичные высказывания чиновников. Речь идет о такой специфике, как наземная транспортировка негабаритных грузов, проблемы с которой тормозят развитие всего региона, ориентированного на осуществление различных видов международных перевозок.

Железная дорога: монополист в действии

Железнодорожное сообщение на Дальнем Востоке не отличается разветвленной сетью и достаточной технической оснащенностью станций, особенно в отдаленных районах, и, следовательно, наиболее распространенный способ доставить негабаритный груз — это именно автомобильная перевозка. Процесс выдачи специальных разрешений для которой затянут на неправдоподобно длительные сроки — 21 день в среднем, в то время, как в соседнем Китае такое разрешение выдается за 2 часа — что часто является решающим фактором для исключения маршрутов региона из пути доставки. При этом представители департамента транспорта и дорожного хозяйства упоминают об инициативах, направленных на устранение этой проблемы, якобы запущенных в работу, однако на деле все остается на своих местах.

Возможно, причины расхождения слов и дел заключаются в том, что чиновники и предприниматели видят проблемы с диаметрально разных сторон. Так, для перевозки все тех же негабаритных грузов предполагается всякий раз согласовывать прохождение автотранспорта с владельцами дорог, по которым проложен его маршрут. Считается, что владельцы должны изучать состояние дорожного покрытия и на основе сделанных заключений давать согласие на перевозку.

Однако на самом деле именно водители, ежедневно проезжающие по тому или иному пути следования, составляют отчет о состоянии дороги и в режиме реального времени предоставляют эту информацию контролирующим органам. Казалось бы, бессмысленность процедуры согласования налицо. Однако это не убеждает чиновников, что подтверждается множественными безуспешными попытками поднять этот вопрос на заседаниях по транспорту. Как бы то ни было, но, пока срок получения разрешений на автоперевозку не будет принципиально уменьшен, ни о каком увеличении оборота по данной отрасли говорить нельзя. Все возможные профиты от использования более дешевой доставки грузовыми автомобилями будут нивелироваться за счет искусственно растянутых сроков доставки.

Что насчет доставки грузов морем?

Не лучше ситуация и в отрасли морских перевозок. Так, за ноябрь 2016 года через торговый порт Владивостока, ставший Свободным портом в октябре 2015 года, прошло всего около 500 морских контейнеров, когда его пропускная способность превышает 10 тысяч. Если рассматривать этот феномен в отрыве от проблемы с автоперевозками, обозначенными выше, то основными причинами такого резкого отставания являются не решенные по сегодняшний день вопросы налоговых преференций, связанных со статусом порта.

При этом многие предприниматели демонстрируют высокий интерес к свободному порту, однако, пока не станут окончательно прояснены множественные процедуральные вопросы, этот интерес остается выраженным лишь на словах. Кроме того, действующая инфраструктура порта не готова к возрастающим нагрузкам, однако на данный момент не проводится практически никаких мероприятий по ее модернизации. Более того, не решаются даже такие простые рабочие моменты, как организация помещений для упрощенной выдачи виз иностранцам.

Положительные сдвиги: намечен путь развития

Конечно, нельзя не остановиться на положительных изменениях в отрасли. Так, именно Дальневосточная таможня разработала и успешно запустила первую в России процедуру предварительной регистрации морских контейнеров, позволяющую минимизировать время нахождения контейнера в порту. С учетом того, что таможенное оформление в целом и его длительность в частности всегда является головной болью перевозчиков, это замечательная инициатива. Правда, есть в этой бочке меда и капля дегтя: нововведение работает только для внутренних перемещений, международные контейнерные перевозки пока что работают по старым схемам.

Тем не менее, появился шанс на то, что и до этого пласта проблем дойдет время. В целом, несмотря на то, что предприниматели и перевозчики указывают властям на возможные методы решения основных проблем логистической отрасли Дальнего Востока, без двустороннего диалога, предполагающего не только внимательное отношение к озвученным предложениям, но и ответные ходы, говорить о возможных позитивных изменениях в отрасли слишком рано.

12 декабря 2016