Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ-2025) подтвердил стратегическую роль логистики в новой экономической реальности. На основе анализа выступлений ключевых спикеров и материалов ведущих СМИ (VZ.ru, DP.ru, Interfax, Коммерсантъ), можно выделить системные изменения в отрасли.
1. Логистика — инфраструктурный каркас экономики
— Качественный скачок: Согласно данным Interfax, сектор демонстрирует рост на 12% год к году, опережая другие отрасли. Спикеры подчеркивают: «Логистика перестала быть обслуживающей отраслью — она формирует новые рынки».
— Технологическая трансформация:
— Внедрение цифровых двойников транспортных коридоров (пилотный проект на Транссибе)
— Массовый переход на блокчейн-платформы для таможенного оформления (сокращение сроков с 3 дней до 4 часов)
— Тестирование автономных грузовых составов на Восточном полигоне
2. Геоэкономическая перестройка
— Санкции как катализатор изменений:
— Доля «дружественных» направлений в грузопотоке достигла 87% (Interfax)
— Китайско-российский транзит вырос на 210% с 2021 года
— Прорывные проекты:
— Северный морской путь: Грузооборот 45 млн тонн в 2025, но требуются 14 новых ледоколов
— Международный Север-Юг: Упрощение тарифной политики увеличило поток через Каспий на 65%
— Железнодорожные хабы: Строительство 7 мультимодальных центров вдоль Транссиба
3. Государственно-частное партнерство
— Институциональные новации:
— Создание Единого логистического оператора (объединит РЖД, Росатом, ФГУП «Росморпорт»)
— «Логистические ОЭЗ» с 0% НДС и 7-летними налоговыми каникулами
— Финансовые механизмы:
— Субсидирование тарифов на восточных направлениях (до 30% стоимости перевозки)
— Фонд развития транспортной инфраструктуры с капитализацией 500 млрд руб.
4. Технологические вызовы
Несмотря на прогресс, остаются критические проблемы:
— Импортозависимость: 83% логистического ПО — иностранного происхождения
— Инфраструктурный дефицит: Пропускная способность БАМа/Транссиба будет исчерпана к 2027 году
— Кадровый голод: Дефицит 120 тыс. специалистов по цифровой логистике
5. Перспективы до 2030 года
ПМЭФ обозначил четкие ориентиры:
1. Технологический суверенитет: Разработка отечественных TMS-платформ и систем управления потоками
2. Интеграция в ЕАЭС: Создание единого логистического пространства от Калининграда до Владивостока
3. Экологическая трансформация: Перевод 30% грузового транспорта на СПГ и водород к 2030 году
Вывод: Как отмечает Interfax со ссылкой на спикеров «Россия не просто адаптирует логистику к новым условиям — она создает альтернативную глобальную систему грузопотоков». Успех этой стратегии определит позиционирование страны в мировой экономике следующего десятилетия.






