Транзитом через Казахстан: как меняется восточный сосед

Важнейшее значение, которое трудно переоценить, в Казахстане имеет транспортная отрасль. Необъятные территории вкупе с низкой плотностью населения, географическая удаленность от основных мировых торговых центров делают обладание развитой транспортной цепью необходимым для Казахстана. В наследство от СССР Республике Казахстан достались тысячи километров автодорог, в основном ориентированных на обслуживание республики как части единого огромного государства. И вместе с этим дорог, которые позволяли бы удовлетворять нужды независимой страны, взявшей курс на экспорт, либо практически не было, либо они находились в плачевном состоянии. Первые годы после развала СССР эта ситуация только усугублялась, поскольку в молодой республике не было достаточного финансирования для того, чтобы просто поддерживать дороги в том состоянии, в котором они находились, не говоря о модернизации или строительстве новых.

Стратегия развития до 2020 года

Вплоть до начала 2000-х годов на ремонт и восстановление дорожной сети выделялось в 2 раза меньше средств, чем того требовали уже устаревшие нормативы. Причем с развитием международных перевозок, особенно с участием большегрузной техники, уровень износа дорожного покрытия увеличивался по экспоненте. В 2005 году была подготовлена и опубликована Транспортная стратегия развития Казахстана, в которой отдельно отмечался тот факт, что дорожное покрытие республики рассчитано на нагрузку не более 6 тонн на каждую ось, в то время как реальная нагрузка в тот период составляла до 14 тонн.

Привлекательной для инвестиций дорожная отрасль Республики Казахстан стала совсем недавно. Значительным импульсом, повлиявшим на ее интенсивное развитие, стала презентация в 2009 году масштабного проекта Западная Европа — Западный Китай, который, начиная с 2014 года, дополнительно поддерживается специально разработанной антикризисной программой «Нурлы жол».

Однако все предусмотренные программой проекты должны завершиться в срок до 2020 года, после чего перспективы развития дорожной отрасли весьма туманны. Из запланированных еще в 2005 году транспортных коридоров, предназначенных в том числе и для грузов, идущих на экспорт в Китай, которые предполагалось поэтапно реконструировать, на данный момент (конец 2016 года) выстрелил лишь один, тот самый проект Западная Европа — Западный Китай, пролегающий последовательно через Китай, Казахстан и Россию.

Что даст воплощение проекта в жизнь?

По предварительным подсчетам проект, сроки строительства которого уложены в 8 лет, позволит увеличить объемы внешней торговли республики как минимум на треть, а расходы в транспортной части сократит на 226 млн. долларов. Прогнозируемая стоимость казахстанского сегмента на момент начала работ оценивалась в 5,7 млрд. долларов, из которых около 1 млрд. было выделено правительством напрямую, а 3,5 млрд. было получено от международных инвесторов.

По состоянию на сегодняшний день, участок дороги длиной 3425 км в Китае уже полностью закончен, Казахстан обещает сдать свой участок к концу 2016 года, и только российская сторона срывает проект, называя 2020 год крайним сроком завершения работ. По отзывам казахстанской стороны, к моменту сдачи своей части коридора российской стороной, на участках Казахстана уже должны осуществляться средние ремонтные работы. Отсутствие слаженности действий партнеров по проекту значительно снижает его эффективность, что особенно отмечается китайской стороной, традиционно выполняющей строительство в непостижимые сроки. Качество работы, выполненной казахстанскими подрядчиками, постоянно оценивается как высокое, однако используемая при строительстве техника оставляет желать лучшего, что в целом негативно сказывается на конечном результате.

zvonok pro lg

Как Казахстан наращивает транзитный потенциал?

Если от состояния дорожной сети переключиться на развитие инфраструктуры для ведения внешнеэкономической деятельности, то нельзя не отметить отличную позитивную динамику в области качественного улучшения условий организации и осуществления международной торговли и экспорта товаров. Транзитный потенциал Казахстана также повышается за счет введения разнообразных сервисов для участников торговли с разными статусами.

Кроме того, последовательная работа в отношении выявления и устранения проблем таможенного управления представляет республику в крайне выгодном свете по сравнению с другими странами-участницами Евразийского экономического союза и обуславливает выбор многих иностранных компаний Казахстана для размещения производств и ведения сопряженных видов деятельности. Открываются современные центры таможенного оформления, оборудованные электронными устройствами, позволяющими максимально упростить прохождение таможни.

Свободная экономическая зона: еще один шаг к улучшению логистики

В ноябре 2011 года в Республике Казахстан был опубликован президентский указ, в соответствии с которым в районе, граничащим с Китаем была учреждена свободная экономическая зона «Хоргос – Восточные ворота». Под СЭЗ отвели площадь почти в 6000 гектар. Географически расположение зоны было выбрано не случайно и отражает возложенные на нее надежды по трансформированию Хоргоса в развитой центр логистики и промышленности.

На территории СЭЗ введены и действуют особые условия для находящихся на ней лиц, а также транспортных средств и грузов, перевозимых ими, что особенно снижает стоимость доставки груза из Китая. С СЭЗ «Хоргос» связывают планы по привлечению рабочей силы из-за рубежа и иностранного капитала, что позволит задать высокий темп экономического развития всему региону. Создан список отраслей народного хозяйства, которые считаются наиболее перспективными для развития республики, и которым оказывается особенное внимание, как по части правительственной поддержки, так и по наличию налоговых преференций и специальных условия развития производства.

Что происходит в СЭЗ сейчас?

В настоящее время инфраструктуру СЭЗ «Хоргос» составляют: зона беспошлинной торговли МЦПС, непосредственно связанный с морским портом внутренний терминал, или сухой порт, промышленная зона, а также населенный пункт со вспомогательной инфраструктурой. Интересно, что складские помещения сухого порта были введены в эксплуатацию всего два месяца назад, но уже сегодня через них проходит по два железнодорожных состава ежедневно, и обороты будут возрастать каждые две недели.

Так как организация сухого порта на площади свободной зоны была осуществлена именно в целях увеличения транзитных способностей Казахстана, скорость развития терминала играет ключевую роль. Несомненно, для Российской Федерации в составе Евразийского экономического союза вполне обоснованно иметь осторожность в оценке основных направлений активности СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», однако соответствующий контроль и неукоснительное следование основополагающим принципам общей таможенной зоны ЕАЭС могут стать гарантией длительного взаимовыгодного партнерства.

Поскольку Республика Казахстан взяла курс на всестороннее развитие в области организации транзитного движения грузов через свою территорию, видя в этом свое экономическое будущее, логично, что она будет использовать для этого все имеющиеся возможности.

Новости компании

Отчеты Сибирского таможенного управления
28 Июнь 2017 12:29Отчеты Сибирского таможенного управления

  По отчетам Сибирского таможенного управления, за 1 квартал 2017 года ими был произведен выпу [ ... ]

Показать новость
Uber для большегрузов: почему не срослось
29 Дек 2016 14:04

Лос-анджелесская компания Cargomatic в свое время стала настоящим прорывом на американском рынке. То [ ... ]

Показать новость
40 миллиардов долларов потратит Китай на развитие транспортной инфраструктуры
07 Дек 2016 13:59

Уже ни для кого не секрет, что Китай строит новый «Шелковый путь» на Запад. Новые планы  [ ... ]

Показать новость
Восемь миллиардов в год теряют перевозчики на дорогах Европы
27 Нояб 2016 12:20

Согласно данным, представленным ассоциацией «Transported Asset Protection Association», размер ежего [ ... ]

Показать новость
Иностранных перевозчиков заставят платить
17 Нояб 2016 11:32

Министерство транспорта Российской Федерации выступило с инициативой, направленной на ужесточение  [ ... ]

Показать новость