Российский рынок грузоперевозок - аналитика 2016

ca8f164b05e17648646a667b68938659

Россия благодаря своим масштабам и широкому взаимодействию с другими странами в последние годы занимала высокие позиции на рынке грузоперевозок. Налоги и сборы, поступающие от этой деятельности в казну государства, исчислялись миллионами. Но мировой кризис и введение Европой санкций приостановили процесс развития отрасли.

По итогам 2015 года рынок логистических услуг сократился на 8-9%. В первом полугодии отрицательный вектор сохранялся. Проблемы с Польшей, замедление темпов товарооборота с европейскими странами, снижение предпринимательской активности негативно повлияли на транспортно-логистический бизнес.

В это году перевозка товара из Польши превратилась в огромную проблему и для предпринимателей, и для транспортных компаний, тогда как раньше это было одно из наиболее развитых направлений российского бизнеса.

Сокращение производства и товарообмена вылились в снижение грузопотока. Масштабы перевозок уменьшились как в железнодорожной отрасли, так и у автотранспортных перевозчиков. В такой ситуации и грузоотправители, и грузополучатели стали предъявлять все большие требования к логистическим компаниям.

Трансформация рынка

Удешевление национальной валюты, снижение цен на экспорт нефти привели к тому, что трудно стало заниматься международными перевозками. Из-за санкций многие российские компании были вынуждены свернуть свою деятельность за рубежом. Поэтому перевозчики были вынуждены изменить маршруты своей деятельности и взять курс на внутренние перевозки. Чтобы обосноваться на новом рынке, требуется немало усилий и финансовых вливаний.

Кризис негативно повлиял на платежеспособность компаний.  Если раньше отсрочки и рассрочки платежей предоставлялись практически всем, то сегодня многие ТК недосчитываются средств за оказанные в долг услуги. Им приходится страховать себя на случай неплатежей, это требует средств, которых итак не хватает.

Исчезают с рынка транспортники, занимавшиеся одним направлением, например, перевозкой груза из Германии, либо определенными группами товаров. Раньше это обеспечивало очень выгодные цены заказчикам. Теперь эти транспортные компании вынуждены развивать другие направления и маршруты, чтобы выжить в меняющихся условиях.

Кризис не пощадил и тех, что вкладывал деньги в развитие логистического бизнеса, обновляя собственные автопарки. Лизинг транспорта на сегодняшний момент находится в подвешенном состоянии. Из-за просрочки платежей банки повышают процентные ставки, а сами транспортные компании не спешат оформлять транспорт в долг.

Немаловажным фактом меняющегося рынка грузоперевозок стал уход с него маленьких транспортных компаний. Мелкие перевозчики не выдерживают конкуренции и не имеют возможности трансформироваться под иные требования. Поэтому остались преимущественно крупные игроки, и те сокращают и оптимизируют затраты всеми возможными путями.

zvonok pro lg

Наибольшие потери у автоперевозчиков

Автомобильные грузоперевозки оказались наиболее уязвимы в текущей ситуации. Этому есть объяснение: большинство перевозок из европейских стран – перевозка товара из Германии, Франции, Италии, доставка груза из Польши – осуществлялись посредством автотранспорта. Направления, которые в течение многих лет были самыми популярными, например, транзит через Украину, вовсе перестали существовать.

Крупные компании, занимающиеся большими оптовыми поставками, пользуются железнодорожными перевозками. И даже доставка сборных грузов во многом «перешла на рельсы», в обход автотранспорта.

Контейнер из Китая, с которым у нашей страны сохраняются торговые отношения, бывает проще и дешевле отправить по морю. Все это понижает объем автотранспортных грузоперевозок. Транспортные компании находятся в поисках альтернативных маршрутов, чтобы не простаивать и загружать свои мощности.

Есть ли выход?

Чтобы оставаться на плаву, перевозчикам необходимо реагировать на изменения рынка, заново изучать спрос, обеспечивать выгодные цены, разрабатывать новые маршруты.

Хотя начало 2016-го года в логистическом бизнесе выдалось не самым простым, многие транспортные компании научились выживать в условиях негативных тенденций и даже оборачивать их в плюсы. Например, некоторые международные перевозчики открыли новые, ранее не очень популярные маршруты в Индию, Иран, Южную Америку.

В складской логистике, как признают многие ТК, востребованы услуги хранения и комплектации. Несмотря на кризис, крупные розничные сети продолжают развивать свой бизнес и пользоваться услугами складов.

Ситуация с дешевым рублем негативно сказалась на импорте, но относительно позитивно – на экспорте. Международные компании – владельцы производства в России – уверенно экспортируют товары благодаря низкому курсу отечественной валюты. Так, доставка груза Германию, цена на которую является достаточно низкой по европейским меркам, пользуется стабильным спросом. Эксперты прогнозируют рост российского экспорта в страны Евросоюза.

Для выживания на внутреннем рынке многим транспортным компаниям предстоит идти путем слияния и укрупнения. Это необходимо, чтобы расширить географию маршрутов, предоставить хорошие цены и условия транспортировки. Рост конкуренции на наиболее востребованных направлениях положительным образом скажется на сервисе для клиентов, и, как следствие, привлечет дополнительное количество заказов.

По мнению специалистов, в ближайшее время возрастет доля авиаперевозок в международном секторе. Высокоприбыльные группы товаров выгодно отправлять авиалиниями – с одной стороны, так можно сэкономить на услугах складского хранения, с другой – быстрый товарооборот позволяет вложенным деньгам интенсивно работать, чего не происходит при длительных морских грузоперевозках.

Эксперты также видят будущее транспортных компаний в развитии аутсорсинга, то есть комплексном оказании логистических услуг. Опытные компании способны организовать процесс доставки «от и до». Они возьмут на себя и разработку маршрутов, и таможенное оформление, и перевозку мелких грузов. Такие игроки обязательно выживут в условиях кризиса и в будущем покажут стабильный рост.

Новости компании

Возможно ли применение криптовалют в логистике?
11 Окт 2017 14:22Возможно ли применение криптовалют в логистике?

Высокорейтинговые логистические компании, совершая международные перевозки Италия – Россия и Россия  [ ... ]

Показать новость
В России будет создан справочник грузовых автоперевозчиков
11 Окт 2017 14:20В России будет создан справочник грузовых автоперевозчиков

По инициативе Межотраслевого экспертного совета и при поддержке ФБУ «Росавтотранса» будет проведен м [ ... ]

Показать новость
ЕЭК готовится к интеграции в мировую систему транспорта
04 Окт 2017 13:01ЕЭК готовится к интеграции в мировую систему транспорта

Департамент транспорта и инфраструктуры планирует провести реформы в сфере транспортных услуг в неск [ ... ]

Показать новость
Россельхознадзор: новые правила транспортировки грузов по Псковской и Тверской области
04 Окт 2017 13:00Россельхознадзор: новые правила транспортировки грузов по Псковской и Тверской области

В соответствии с законодательством РФ с 01.01. 2018 года выдача документов сопровождения для транспо [ ... ]

Показать новость
Бизнес-структуры и руководство таможни обсудили новый Таможенный кодекс
15 Сен 2017 09:24Бизнес-структуры и руководство таможни обсудили новый Таможенный кодекс

Минераловодская таможня стала местом встречи представителей крупного бизнеса Северо-Кавказского реги [ ... ]

Показать новость