Заработал аналог «Платона» для морских перевозок


Заработал аналог «Платона» для морских перевозок

С 1 октября 2016 года в российских портах во Владивостоке, Новосибирске и Петербурге заработала система «Морской порт». Теперь участники внешнеэкономической деятельности должны заранее предупреждать таможню о грузах, которые перевозятся. Делается это при помощи онлайн-платформы, где перевозчики могут загрузить необходимые документы.

На первый взгляд система разумная и должна была бы сократить простои на границе. Однако не прошло и месяца работы новой системы, как среди перевозчиков стал нарастать бунт. «Морской порт» имеет огромное количество недостатков. Будут ли они устранены, пока не понятно, так как официальных заявлений никто не давал.

В чем проблема с «Морским портом»

Главный недостаток кроется не в самой системе, а в процедуре перевозки грузов через границу. К сожалению, предварительная подача документов через «Морской порт» не избавляет перевозчиков от обязанности предъявить на таможне все документы в бумажном виде. Как следствие, процесс прохождения контроля не только не сокращается, но и становится дольше, ведь таможенные службы должны проверить еще и своевременную подачу заявки, а также проконтролировать соответствие электронных и бумажных документов.

Также есть и внутренние противоречия. Например, система требует от перевозчиков указать в заявке коды товарной номенклатуры ВЭД, а также таможенную стоимость товаров. Однако эти данные находятся внутри контейнеров с грузом, и перевозчик не имеет права их вскрывать. То есть, перевозчик не может владеть необходимой информацией. Руслан Кисс из «Русского логистического провайдера» довольно активно выражал свое недовольство этим моментом. Он говорит, что сейчас, чтобы заполнить бумаги, многие данные перевозчикам приходится брать данные «из головы».

На что жалуются перевозчики

Довольно показательными являются комментарии тех, кто уже перевозил грузы по этой системе. В основном, все жалуются на общую бесполезность процедуры. После того, как данные занесены в «Морской порт», система не дает никакой информации перевозчику. Никаких данных о том, будут ли задержаны какие-то грузы, подлежат ли контейнеры досмотру, будут ли их разбирать в порту. А уведомления о разрешении на разгрузку часто приходят уже после того, как судно ушло из порта.

Кроме того, много жалоб касается самого принципа ввода данных. Он не соответствует международной системе, поэтому перевозчикам приходится перестраиваться под внутренние нормы. Но и это еще не все. Работать с системой напрямую нельзя. Перевозчикам необходимо обращаться к компаниям-посредникам, которые предоставляют специальные конверторы для работы с документами в системе «Морской порт».

Как будут развиваться события

Большинство участников ВЭД склонятся к тому, что северные порты России потеряют большой объем грузов из-за введения новых правил. Порты Прибалтики и Финляндии приняли обратный курс и стараются сократить бюрократические процедуры. Поэтому сейчас они выглядят более привлекательными в глазах перевозчиков. Так что благое намерение сделать работу таможни более простой может обернуться совершенно противоположным результатом. Если, конечно, в ближайшее время все не заработает так, как было запланировано.

Что же касается правительственных решений, то до конца 2017 года к системе «Морской порт» планируют подключить все российские порты. Замечания перевозчиков к работе системы, которых сейчас накопилось более 180, пока игнорируются. Еще летом Новороссийская таможня провела у себя встречу с представителями разных структур, где они высказывали свои замечания. Но конструктивных решений так и не последовало.

Сколько стоила разработка

Стоимость «Морского порта» примерно 48 млн. рублей. При этом на его разработку потратили 5 лет. Проведена очень масштабная работа, которая позволяет обрабатывать большие массивы информации, хранить необходимые данные о перевозках и собирать по ним необходимую статистику. Поэтому очень сомнительно, что от системы откажутся в ближайшем будущем. Однако нет и предпосылок, что ее «доведут до ума». Возможно, перевозчикам удастся достучаться до таможенных служб, чтобы внести в работу «Морского порта» некоторые рациональные изменения.

Российским портам нельзя терять объемы грузов, потому что именно сейчас идет активная гонка за то, чтобы занять важное место в цепочке китайского «Шелкового пути». Если российские порты будут ставить палки в колеса участникам ВЭД, «Шелковый путь» из Китая в Европу будет лежать через другие северные порты. Потому что приоритет китайцев – самая низкая стоимость доставки груза из Китая и самая высокая скорость трансфера. Сейчас же российские порты могут похвастаться только своими размерами и общей пропускной способностью.

19 ноября 2016