Сложности выхода российских компаний на китайский рынок


Сложности выхода российских компаний на китайский рынок

Экспорт в Китай начинает набирать обороты в некоторых российских регионах. Больше всего продаж на Восток сейчас идет из Иркутской области. Географически у нее самое лучше расположение для подобной торговли. Там образовался, так называемый, «золотой треугольник»: Монголия, Китай, Юго-Восточная Азия.

Поэтому не удивительно, что торговля между регионами растет в объемах с каждым годом. В прошлом году торговый оборот области с Китаем составил свыше 3 млрд. долларов. Однако Маргарита Федорова, первый вице-президент Русско-Азиатского Союза Промышленников и Предпринимателей, считает, что это далеко не предел. А основным препятствием называет ригидность российского бизнеса и его подход к ведению дела.

Что стоит изменить

В первую очередь российскому бизнесу стоит понять, как достучаться до китайского потребителя, изучить его поведение и психологию. Маргарита Федорова в своем выступлении на конференции в Иркутске настоятельно рекомендовала заходить через мобильные приложения. Это еще довольно свежая мысль для нашей страны, так как большое количество людей не покупают онлайн и не расплачиваются картой. Такая привычка выработалась только у жителей крупных городов. В Китае же никто не расплачивается наличными.

WeChat – единая система общения и покупок, которой пользуются по всей стране. У нее более 700 млн. пользователей в Китае. Через WeChat китайцы общаются друг с другом, платят за коммунальные услуги и совершают покупки. Они покупают онлайн буквально все: технику, одежду, мясо и молоко. Поэтому, если ваш товар не представлен в мобильной версии, он никак не попадет в корзину китайца.

Вторым шагом должна являться активность наших продавцов. Чтобы увеличить экспорт в Китай, нужно относиться к китайским партнерам как к самым важным клиентам. Вы уже всё должны были продумать и решить до того, как они к вам обратятся. Сейчас многие бизнесмены думают, что они могут продать что-то китайцам со своего склада и возложить на них всю логистику. Нет. В Китае нет недостатка в российских товарах и в товарах в принципе. Поэтому они не будут ждать и принимать на себя дополнительные обязательства. Они гораздо охотней купят что-то, что уже находится в Китае. Поэтому очень важно арендовать там склады и держать на них хотя бы небольшое количество товара. Это недорого и заодно и логистика не будет отнимать много времени – внутренние перевозки там развиты очень хорошо.

О чем стоит позаботиться

  1. О сертификации продукта. В Китае — свои стандарты оценки качества, и их стоит соблюдать. Без этого на рынок не выйти. Поэтому, если планируете развивать сбыт в китайских регионах, позаботьтесь об этом заранее. Возможно, что-то нужно будет изменить в технологии.
  2. О визах для работников. Оформлять их стоит как минимум на год, так как сама процедура довольно трудная. А выезд сотрудника в Китай может потребоваться срочно, даже если там все ваши дела ведет китайский представитель.
  3. Об аренде складов. Как уже писалось выше, внутренняя логистика там развита хорошо, поэтому нет смысла арендовать несколько складов – это не сильно повлияет на скорость поставок. Но один просторный склад взять стоит, лучше всего такой, который дает возможности для расширения.
  4. О подстраховочной сумме. Рассчитывать на быструю прибыль в Китае не стоит. Это перенасыщенный рынок, на котором нужно долго зарабатывать авторитет. Может пройти полгода-год, прежде чем вы получите первый отклик на ваш продукт. Поэтому вам обязательно нужны деньги, которые позволят держаться это время на рынке.
  5. О рекламе. Она должна быть адаптирована для местного рынка. Культура в Китае совершенно другая, поэтому нужно провести предварительные исследования. В их процессе нужно подтвердить, что название вашего бренда хорошо звучит на китайском языке, что образы, которые вы используете в дизайне, понятны и не оскорбительны. Межкультурных аспектов очень много.

Трудности, которых нельзя избежать

Есть проблемы, на которые бизнес никак не может повлиять. Например, динамичный финансовый треугольник: рубль-доллар-юань. Несмотря на то, что торговля ведется напрямую, стоимость всех товаров и услуг оценивается исходя из курса доллара. Малейшее изменение в балансе между этими валютами приводит к серьезным изменениям в торговле. Это касается не только цен, но и в принципе объемов закупок. Сергей Лекарев, один из менеджеров группы «Янта», говорит, что когда доллар был по 80, спрос на их товары был высоким. Когда доллар упал ниже 65 – пошел обратный процесс.

Также мешают развитию и постоянные изменения тарифов на экспортные перевозки. Например, за последний год они выросли на 18%. Из-за этого многие компании, которые ставили минимальную наценку на товар, потеряли существенный кусок прибыли. Им уже не так выгодно экспортировать. А с учетом многих других расходов вообще не имеет смысла отвозить свой товар в Китай.

25 ноября 2016