Системы мониторинга: снижение расходов

Почему системы слежения недостаточно эффективны? Система мониторинга ГЛОНАСС

Оставляя за скобками законодательное обоснование оснащения автопарка системами мониторинга ГЛОНАСС/GPS, обратимся к исключительно коммерческим профитам установки системы. Первый и самый очевидный из них — экономия затрат на топливо благодаря контролю и оптимизации характера движения транспортного средства. Да, эта экономия существует в реальности и ее достаточно легко добиться.

Полученные в результате такой экономии средства можно отправлять в фонд развития компании, а можно снижать стоимость перевозки грузов. Тем не менее, вопреки рекламным призывам множества компаний, торгующих системами спутникового контроля, установка такой системы сама по себе не запустит экономию средств и уж точно не принесет никакой прибыли. Напротив, это дополнительный пункт в вашей расходной части, который первое время будет влечь за собой только дополнительные траты. Экономия начнется потом и только в том случае, если собранной с помощью системы мониторинга информацией распорядиться правильно.

Почему системы слежения недостаточно эффективны?

В чем же заключаются самые распространенные причины неэффективного использования систем спутникового наблюдения и слежения? Первой и основной можно назвать отсутствие адекватного обучения персонала в процессе внедрения системы, а также последующей техподдержки в ходе ее эксплуатации. Функционал системы используется не полностью либо не по назначению, собранные сведения анализируются лишь в самой очевидной плоскости учета расхода топлива, не проводятся своевременные обновления программного обеспечения. Этому также «способствуют» фирмы, поставляющие системы автопаркам: во многих из них изначально отсутствует какая бы то ни было техподдержка либо элементарная консультационная помощь, нередки случаи, когда фирма просто закрывается и перестает даже минимально обслуживать клиентов.

Кроме того, дешевые системы неизвестных китайских производителей, которые часто выбирают клиенты, ориентируясь исключительно на их стоимость, при ближайшем рассмотрении не обладают предписанными законом характеристиками и требуют либо доукомплектации, либо полной смены, что влечет за собой дополнительные расходы и, опять-таки, невозможность использовать систему так, как должно.

Как осуществляется модернизация автопарка

Вплоть до сегодняшнего дня оснащение автопарка системами мониторинга происходило по следующему сценарию: после выхода очередного постановления владельцы автопарков в срочном порядке закупают системы, не особенно интересуясь их «внутренностями», и спешно укомплектовывают ими автомобили. Конечно, для этого необходимо на время вывести грузовик с линии, что усугубляет финансовые потери компаний, а также провести хотя бы базовую подготовку персонала по использованию системы. Чтобы минимизировать эти затраты и вместе с этим не повышать стоимость доставки грузов в условиях жесткой конкуренции, владельцы делают выбор в пользу наиболее простых в установке и использованию систем, что в дальнейшем оборачивается только дополнительными тратами, нести которые уже нет желания даже для соблюдения буквы закона. В конечном итоге получается, что система мониторинга установлена только для галочки, создавая видимость следования нормативам. Естественно, что при таком бэкграунде общее отношения к системам ГЛОНАСС/GPS мониторинга будет резко отрицательным и станет еще одним препятствием на пути к полноценному использованию всех преимуществ таких систем.

Какие плюсы даст ГЛОНАСС?

Первым и самым очевидным инструментом экономии при использовании мониторинговой системы является экономия на топливе. Система контроля уровня топлива дает возможность отслеживать все манипуляции с топливным баком — реальный расход, заправки и дозаправки, а также сливы. Косвенным подтверждением того, что система реально работает, можно считать появление множества сайтов с советами по теме «как обмануть ГЛОНАСС».

К сожалению, в настоящих литрах израсходованного на 100 км топлива как нигде в других местах играет значительную роль человеческий фактор и стремление водителей «экономить» горючее, принадлежащее транспортной компании. Система мониторинга начинает вести учет по фактическим данным, а не по нормам, давно не совпадающим с действительностью, после чего поступающая информация должна быть обработана обученным персоналом и представлена в виде отчета, указывающего на требующие внимания слабые места. Следующий шаг использования собранных данных — разработка такого стиля вождения для каждого транспортного средства и водителя, который позволит после исключения человеческого фактора начать реальную экономию расходов на топливо. Используя только эту возможность системы, ее можно окупить за первые полгода использования.

Несмотря на то, что экономия топлива — одни из важнейших профитов использования систем мониторинга, их возможности этим не ограничиваются. За счет реализации системы планирования маршрута руководитель транспортной компании получит развернутую картину существующей на его предприятии логистики. Это более долгосрочное вложение, которое в дальнейшем позволит не только сократить расходы на перевозку, но и повысить лояльность клиентов, обеспечив собственную конкурентоспособность в жестких условиях современного рынка.

Исключительные результаты такой анализ может дать при преобладании в компании доставки сборных грузов. Однако эта система потребует еще большей аналитической работы, чем контроль над расходом топлива. Потребуется анализ существующих маршрутов компании, оценка загруженности трассы в зависимости от времени суток и сезонов, состояния дорог на пути следования, характера действий водителя. Именно такая работа и требует специальной подготовки персонала — либо приема в штат уже обученного специалиста — которой обычно манкируют как владельцы автопарков, так и компании-интеграторы, поставляющие системы ГЛОНАСС/GPS мониторинга на автопредприятия.

Как пережить очередные новшества без убытков?

Какие же основные советы можно дать руководителям транспортных предприятий, принявших решения установить действительно работающую систему мониторинга? Во-первых, не стоит гнаться за дешевизной. Лучшим выбором станет ГЛОНАСС/GPS терминал базовой либо одной из последних моделей, который позволяет подключать разнообразные дополнительные датчики. Во-вторых, отдельное внимание стоит уделить программному обеспечению терминала: протокол и код ПО должен быть открытым, что позволит в дальнейшем перейти на другую систему в случае необходимости, либо дописать код собственными силами. Кроме того, должна быть реализована возможность передачи данных из системы мониторинга в базу «1С: Предприятие», если она используется на предприятии. И, в-третьих, следует выбрать интегратора, который ответственно подходит к установке и обслуживанию систем, а также организовал службу техподдержки таким образом, что время, затрачиваемое на обработку заявок, исчисляется минутами, но не часами.

И помните, что выбранная вами система мониторинга в будущем, и, возможно, весьма скором, потребует доработки и масштабирования. Поэтому стоит выбрать такую, которая позволяет производить подобные манипуляции. 

2 декабря 2016
Метки: глонассgps
Комментарии
Пока нет комментариев