Россия — Монголия — Китай: объемы перевозок между РФ и КНР растут


Россия — Монголия — Китай: объемы перевозок между РФ и КНР растут

Как новые дороги и межправительственные отношения влияют на экономику соседних государств и увеличение грузопотока?

Китай – основной внешнеторговый партнер России. Товарооборот между странами достигает 18-20 миллиардов долларов в год и постоянно увеличивается. Однако особенности расположения транспортной сети Китая являются серьезным сдерживающим рост фактором.

Лучше всего дорожная инфраструктура развита на юге, там же находятся крупнейшие мировые морские порты. Однако, Россия – северный сосед Китая. Доставка грузов по морю занимает большое количество времени и требует использования железнодорожного или автотранспорта для доставки для большинства заказчиков. Дорог в северных и северо-восточных областях меньше, хотя поток товаров, как в Россию, так и из России растет с каждым годом.

Китай поддерживает национальных переводчиков и вводит значительные ограничения для осуществления грузоперевозок иностранными транспортными компаниями.

Стоит отметить, что согласно действующим межправительственным соглашениям, иностранные перевозчики могут пользоваться только ограниченными международными маршрутами для доставки грузов из Китая и не имеют права заезжать вглубь страны. Перевозка товаров осуществляется до приграничных поселений и таможенных терминалов в Китае.

До середины 2016 года существовало всего три маршрута для доставки груза из Китая автотранспортом:

  • — через Забайкальск;
  • — через Благовещенск;
  • — через Казахстан.

Последний маршрут не пользовался особой популярностью у перевозчиков из-за сложностей таможенного оформления и невысокой безопасности доставки грузов.

Путь через Благовещенск используется для перевозки грузов из Китая на Дальний Восток.

Основной грузопоток для европейской части России отправлялся через Забайкальский край, что, естественно, затрудняет работу пропускного пункта, приводит к заторам и потерям времени для прохождения таможни. При прохождении таможни можно потерять до нескольких суток из-за длительного ожидания. К тому же, пункт пропуска работает не в круглосуточном режиме, что еще больше осложняет работу.

Длина маршрута при доставке товаров из Пекина в Улан-Уде через Забайкальск составляет 3600 километров и занимает почти неделю без учета таможенного оформления.

Для увеличения объема грузоперевозок из России в Китай и из Китая в Россию, на саммите Шанхайской Организации Сотрудничества летом 2016 года было подписано новое трёхстороннее межправительственное соглашение, открывающее новый маршрут из России в Китай через Монголию. А также не менее важное соглашение о признании данных прохождения таможенного контроля для некоторых групп товаров – это позволит существенно уменьшить временные и финансовые издержки при осуществлении международных грузоперевозок.

В рамках ранее существовавших двухсторонних соглашений Россия могла осуществлять как обычные, так и транзитные грузоперевозки по Монголии. Монгольские перевозчики также могли совершать грузоперевозку только для ближайших к границе китайский терминалов.

На трёхстороннем саммите были подписаны документы, открывающие экономический коридор из российского Улан-Уде через монгольский Улан-Батор в китайский Пекин и портовый город Тяньзинь.

Новый маршрут Россия – Монголия — Китай

  1. позволит сократить время в пути почти в два раза – до 4-х дней без учета прохождения таможни;
  2. имеет протяженность всего 2 200 километров, что в полтора раза короче пути через Забайкальск;
  3. разгрузит имеющиеся пункты пропуска;
  4. увеличит общий грузовой поток за счет перераспределения нагрузки на 20% уже в первый год работы;
  5. обеспечит прирост товарного и грузового оборота на 10% в год, вместе с остальными пунктами пропуска.

Таможенное оформление с Монголией несколько проще таможенного оформления в Казахстане, а благодаря новым межправительственным актам, о которых говорилось выше, для некоторых видов груза будет достаточно документов первичного пропускного пункта. Путь, пролегающей по Территории Монголии, довольно короток, а значит, ниже риск криминальных потерь груза.

Открытие нового маршрута состоялось в конце августа 2016 года и было отмечено символическим автопробегом из 9 грузовых машин, по три от каждой страны.

Международное сообщение повысит уровень оснащения пунктов пропуска, увеличит качество санитарного и эпидемиологического контроля. При лучшем техническом оснащении возрастет и пропускная способность таможенных переправ, а также повысится уровень безопасности.

Новая международная трасса позволит укрепить и увеличить объем поставки грузов из России в Китай. Развивать приграничное сотрудничество и строить взаимовыгодные отношения в других сферах.

Своеобразный экономический коридор свяжет Китай с другими странами Азии и Европы и будет напоминать подобие Шелкового или Степного пути.

Это привлечет новые инвестиции для развития приграничных территорий и создания придорожной инфраструктуры.

Россия также сможет смягчить влияние экономических санкций западный стран, развивая восточные направления и ведя активную торговлю через Китай.

Коридор Улан-Уде – Улан-Батор – Пекин сможет в будущем стать участком скоростной трассы Москва – Пекин, которая позволит укрепить двухстороннее сотрудничество и увеличить объем грузоперевозок из Китая.

Развитие торговых отношений с Монголией позволяет получить доступ к покупке полезных ископаемых, необходимых в металлургии и других отраслях промышленности. Также Монголия является отличным рынком сбыта для традиционно экспортируемых Россией товаров: древесины, пшена, зерновых, пива, электроэнергии, нефте- и минеральных продуктов.

Также новое двустороннее соглашение повлияет на развитие железнодорожной инфраструктуры, а значит, доставка объемных и крупногабаритных грузов из Китая станет легче и быстрее.

15 октября 2016