Экспортный потенциал Алтайского края

Экспортный потенциал Алтайского края

Отличительные особенности Алтайского края заключаются в постоянном превосходстве экспорта над импортом, и одновременно с этим неуклонное снижение объемов первого в денежном выражении. Если рассматривать товарную структуру экспортных операций, то преобладающими группами, несомненно, являются продукты добывающей, химической и сельскохозяйственной промышленности, в сумме составляющие почти половину всего экспорта. Еще треть приходится на машиностроение и целлюлозно-бумажное производство. Остальные группы товаров составляют около 20% от экспорта.

Сложности экспорта: основные вопросы, ожидающие решения

Пожалуй, теоретически самым высоким экспортным потенциалом на сегодняшний день обладает именно сельхозпродукция Алтая, однако из-за того, что край расположен в зоне рискованного земледелия, спрогнозировать с помощью существующих инструментов ожидаемые урожаи часто не представляется возможным. Снижение показателей по другим позициям связывают именно с недостатками самого экспортного механизма, зачастую сводящими на нет все достижения производителей региона.

Диаграмма 1 – Удельный вес Казахстана, Монголии и Китая в экспорте Алтайского края в 2001 – 1-ом полугодии 2010 г., %

Диаграмма 1 – Удельный вес Казахстана, Монголии и Китая в экспорте
Алтайского края в 2001 – 1-ом полугодии 2010 г., %

В настоящее время можно обозначить целый ряд проблем, с которыми приходится сталкиваться алтайским экспортерам. Каждая из них сама по себе ограничивает экспортный потенциал региона, а их совокупность позволяет делать лишь пессимистичные прогнозы касаемо его будущего. Главной проблемой можно без преувеличения назвать транспортно-логистическую: общую границу Алтайский край имеет только с Казахстаном, установившим на транзит грузов повышенные тарифы, негативно влияет на стоимость международной доставки грузов. Поэтому доставка экспортной продукции, например, в Китай, требует составления маршрутов, пролегающих через смежные области — Бурятию, Забайкалье, в некоторых случаях даже Монголию — что негативно отражается на стоимости перевозки. Кроме того, увеличенная длительность доставки заведомо ограничивает перечень грузов, которые возможно экспортировать. Осведомленные об этой проблеме Алтайского края конкуренты из соседних регионов не упускают возможностей и перетягивают на себя часть контрактов, в том числе и тех, которые нельзя назвать характерными для этого региона: так, в прошлом году Кемеровская область неожиданно вышла на рынок сельхозпродукции и смогла на нем закрепиться.

Другие проблемы отрасли в крае

В топе среди других проблем постоянно находятся сложности и затянутые сроки при возврате НДС, запутанные нормы валютного контроля, неидеальное исполнение которых чревато раздутыми штрафами, традиционная волокита, сопровождающая таможенное оформление. Не отстает и техническая часть перевозок: все в том же зачаточном состоянии находятся элементы логистической инфраструктуры, складские площади и терминалы не приспособлены под нужды перевозчиков негабаритных грузов, время ожидания специального транспортного средства может затягиваться на неопределенный срок.

Много хлопот доставляет и получение сертификатов соответствия: из-за множества разногласий в ГОСТах и разночтений законов операторов, занимающихся сертификацией, становится все меньше. Казалось бы, все вышеперечисленное — отличное поле для деятельности властей: собирай проблемы, озвученные перевозчиками, прорабатывай пути их решения и получай прибыль и признание. Однако, как утверждают чиновники, экспортные проблемы Алтайского края нельзя решить одним махом, это длительный эволюционный процесс, который требует системного подхода и характеризуется постепенной реакцией отрасли.

Тем не менее, длительный эволюционный процесс имеет и успешные исключения. Так, именно барнаульская компания, российский лидер рынке фотосортировочного оборудования, впервые наладив выпуск фотосепараторов лишь в 2010 году, всего за несколько лет начала экспортировать свою продукцию на внешние рынки Азии и Европы. В настоящее время около 30% продукции уходит на экспорт, причем стоимость доставки товаров в Европу играет в данном случае последнюю по значимости роль. Конечно, для завоевания европейского рынка были предприняты определенные шаги, была разработана последовательная стратегия, затрагивающая различные процессы в компании. Тем не менее, эта стратегия не является засекреченной и может быть принята на вооружение другими предприятиями.

Например, компания тщательно планирует участие во множестве специализированных выставок — так, только в 2016 году их было восемь — и адаптирует производимую продукцию под нужды каждого конкретного рынка. Преодолев первое недоверие европейских покупателей, которые сначала не могли поверить в то, что российская компания способна производить высокотехнологичное оборудование, сегодня барнаульцы продают свои фотосепараторы непосредственно в ходе выставки, получая новых постоянных клиентов и завоевывая рынки.

Выбор другого пути развития: сложно, но можно

Есть и другой подход к перспективам развития Алтайского края, который может быть применен и к любому другому региону, любой другой отрасли. Согласно этому подходу успешный выход на европейские рынки может быть осуществлен с помощью новейших технологий, которые в настоящее время только планируются к разработке. Теория сменяющих друг друга экономических укладов гласит, что нынешний период — период шестого технологического уклада, ядро которого составляют нано- и клеточные технологии.

Потенциал России в передовых областях всегда оценивался наивысшим образом, что и в данной ситуации позволяет говорить обо всех возможностях для качественного прорыва. В таком случае на экспорт в Европу пойдет не продукция, а идеи. Несмотря на то, что данная модель выглядит несколько утопически, она имеет определенное количество последователей в экономических кругах региона и российские компании призываются к реализации имеющихся у них возможностей, чтобы успеть составить достойную конкуренцию мировым производителям.

9 декабря 2016
Комментарии
Пока нет комментариев