Автоперевозки в России: вне конкуренции


автоперевозки в Россию 2017

В 2016 году Россия приняла множество мер по ужесточению перевозок всех типов: от морских до железнодорожных. Для многих перевозчиков они оказались неприятной новинкой, поэтому автотранспорт, который уже понемногу смирился с системой «Платон» оказался в выигрыше. Прогнозируется, что автомобильные перевозки займут существенную долю — до 70% всех перевозок в 2017 году.

К чему это приведет

В первую очередь, это поспособствует расширению зоны действия системы «Платон». Скорее всего, она заработает на всех дорогах. При правильном расходе полученных ресурсов Россия сможет качественно обновить все транспортные развязки. Как показывает практика Китая, хорошее сообщение между регионами и беспроблемные покрытия дорог хорошо влияют на объемы торговли.

Также есть вероятность, что другие виды перевозок постараются стать ближе к автотранспорту. Например, РЖД может развивать направление контрейлерных перевозок. Это когда пустая или груженая фура ставится на грузовую платформу и везется на поезде в пункт назначения. Такой тип перевозок позволяет комбинировать доступность железнодорожных перевозок и маневренность автомобиля. В пункте назначения машина снимается с состава и может ехать в любую точку страны, вне зависимости от ее доступности по железной дороге.

Изменятся ли тарифы

Рост тарифов на автоперевозки в этих условиях будет довольно логичным. Осенью 2016 года правительство говорило о том, что минимальная индексация стоимости составит 4,5%. Но также не стоит забывать и о повсеместном запуске «Платона». Он накладывает на перевозчиков дополнительные расходы, и рост его тарифов может повлиять на цены перевозчика. Сейчас тарифы заморожены, но летом 2017 обязательно произойдут изменения. Поэтому в сумме рост стоимости автоперевозок может составить до 15%. Однако не стоит забывать, что автотранспорт – едва ли не единственный вид перевозок, где ценообразование остается гибким вне зависимости от ситуации. Еще с 2013 года для автомобилей действует принцип, который позволяет изменять цены на уровне от минус 12,8% до плюс 13,4%. Поэтому на рынке будет широкий диапазон ценовых предложений. Скорее всего, перевозчики будут оставлять льготы за старыми клиентами.

Везде ли автотранспорт займет лидирующие позиции?

И да, и нет. Автотранспорт был и остается эффективным только на небольших расстояниях. Его предел примерно 1000 км. То есть, доставка товара из Германии в Москву, где расстояние свыше 1900 км, выгодней не станет. Но вот доставка сборных грузов из Польши туда все еще осуществляется автомобилями. Правительства России и Польши уже даже обменялись разрешениями на 2017 год. Каждая сторона получила по 190 тысяч разрешений на грузовые перевозки. Квота пассажирских проездов значительно больше.

С учетом существующих ограничений на дальность переезда автотранспорт будет развиваться во всех регионах, но каждый будет «двигать» свое направление. По большей мере расти будут внутренние перевозки. Но, например, из Иркутской области машины могут доставлять товар в приграничные китайские регионы. Там как раз наращиваются обороты экспортной торговли. А Китай с невероятными темпами возводит все больше и больше дорог, которые соединяют все уголки страны.

Что происходит с другими видами перевозок

Хуже всего себя чувствует водный транспорт. Внутренние перевозки буквально умирают из-за повсеместного обмеления рек. Большим суднам становится небезопасно проходить этими путями. Поэтому по реке перевозят только небольшой объем грузов, который не дает должного товарооборота. Перевозчикам приходится сильно повышать тарифы, чтобы окупить расходы на трансфер, потому что когда судно с водоизмещением 5 тонн везет всего 2-2,5 тонны груза, компания уходит в минус.

Вся надежда на морской трансфер, но и там в последнем квартале возникло много проблем. По большей части из-за введения системы «Морской порт». Сейчас она работает несовершенно, поэтому перевозчики сталкиваются с рядом проблем. Например, они не могут напрямую работать с формами подачи заявки, которые требует система. Им приходится обращаться к посредникам, которые предоставляют специальный конвертер. Это — дополнительные расходы и потеря времени.

Кроме того, сейчас система требует от перевозчиков информацию, которую может знать только продавец. Например, специальные коды ВЭД или таможенные цены товара. Все эти данные находятся внутри контейнеров. Так как перевозчик получает их уже запечатанными, он не имеет прямого доступа к грузу и не может владеть этой информацией.

Несовершенство системы и лишние бюрократические процедуры, которые она порождает, приводят к оттоку судов в другие северные порты. Несмотря на это, к лету 2017 года «Морской порт» планируют запустить повсеместно. Поэтому следующий год вполне может стать кризисным в морских перевозках. Они очень сильно потеряют в скорости, цене и простоте оформления. Возможно, что часть бюрократических вопросов перевозчикам придется переложить на продавцов, и изменения затронут все больше людей, которые в них не заинтересованы.

Что касается железных дорог, то там отмечается различная динамика по сегментам. Например, транспорт угля и зерна растет, а руды падает. Стабильно уменьшается последние годы и трансфер нефтепродуктов, они все чаще доставляются по трубопроводу, что безопасней и проще с технической точки зрения. Есть риск падения объемов в перевозке цемента и скоропортящихся продуктов. Они, скорее всего, будут теперь доставляться автотранспортом.

Сейчас РЖД, чтобы удержать в своих руках достаточный объем грузоперевозок, необходимо принимать реформаторские решения. К счастью, у компании есть для этого необходимые инструменты. В прошлом РЖД получила разрешение на создание плавающих тарифов. Это позволяет железной дороге давать скидку на перевозки высоко- и среднедоходных грузов. Уступка при этом может достигать 25%. Естественно, такое предложение выгодно для клиентов. Тем более что это правило не имеет ограничений по дальности перевозок.

Какие существуют риски для автоперевозок

Точно спрогнозировать риски, которые возникнут с резкой переменной рынка, могут только эксперты. Но они пока не дают заключений по этим вопросам. Сейчас в поле их зрение процентное, а также зональное перераспределение грузовых объемов между всеми видами транспорта. Они называют 2017 год годом борьбы за клиента. По их мнению, сейчас всем перевозчикам стоит вкладываться в сервис, потому что рано или поздно тарифы придется уравнять, а на одних и тех же участках станут работать десятки подобных друг другу компаний. В таких условиях только более качественный сервис поможет склонить клиента в вашу пользу.

Что же касается конкретных рисков, которые грянут уже с началом 2017-го, то впервые их будут серьезно обсуждать на конференции «ЮгТранса-2017», запланированной на конец ноября — практически «впритык» к тому моменту, когда перевозчикам придется активно действовать, но все же время на осмысление полученной информации еще будет.

3 ноября 2016