Итоги Балтийского транспортного форума: чего ждать грузоперевозчикам?

В Калининграде прошел VIII Балтийский транспортный форум. В этом году двухдневка была посвящена разбору проблем области и поиску возможностей для ее развития. Транспортники здесь уже который год выступают за то, чтобы российские грузы оставались в наших же портах. И сейчас можно отметить некоторый эффект таких призывов. В своем докладе Никита Каменир — и.о. руководителя Северо-Западного территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта — заметил, что произошел существенный отток грузов из европейских портов, которые входят в балтийскую группу. Россия старается перевозить грузы из Китая и США в Европу по своим портам. Близкое расположение многих из них к тем же Латвийским базам лишает последних существенной массы клиентуры.

60ee0fb4e7e80c29abec8261f2a11e98

Но эффект для российского рынка исключительно положительный. Никита Каменир приводит данные выгрузки на припортовых станциях Октябрьской железной дороги. По его подсчетам, за последние 19 лет объем грузов здесь вырос в 8 раз. А с учетом сегодняшней политики можно прогнозировать, что к 2020 году показатели возрастут еще на 44%.

Также эксперт сделал акцент на необходимости развития порта «Белкомур». Сейчас эффективность этого региона не высока, но некоторая модернизация баз сможет повысить результативность работы портов в Арктике. Также это поспособствует формированию прямого коридора из Китая на европейский север России. Стоит отметить, что этой осенью должно быть принято решение о прокладывании нового «Шелкового пути» из Китая на запад, и укрепление позиций архангельских портов может поспособствовать тому, что часть пути пройдет через них.

Во время строения магистрали из Китая в европейскую часть РФ планируется реализовать еще 39 проектов различного масштаба. Предварительно для этих целей надеются задействовать около 720 млрд. рублей инвестиций от частных лиц. Прогноз по прибыли — увеличение ВВП на 1,3 трлн. за первые 10 лет после реконструкции пути.

На что стоит обратить особое внимание?

Когда будут реализованы планы, оглашенные выше, - не известно. Для них требуется время, а также крупные инвестиции. А вот систему «Морской порт» пообещали полноценно запустить уже к началу 2017. Об этом рассказала Светлана Куманева — полковник таможенной службы. На таможенном порту Калининград, который находится под ее руководством, эта система заработала еще в декабре 2015-го. Через нее зарегистрировано уже более 600 уведомлений. Система работает по принципу «открытого окна» и делает обмен информацией более простым. Каждый участник процесса может легко отслеживать груз и получать четкие прогнозы по срокам доставки с учетом всех корректировок.

Важный вопрос также поднял и начальник Калининградской железной дороги. Он предлагает уже сейчас запустить возможность скоростного трансфера быстропортящейся продукции в рефрижераторных контейнерах. По его мнению, это поможет наладить сбыт продукции, которая производится в Калининградской области: мясные консервы, рыба, полуфабрикаты из морепродуктов. Также он отметил, что в планах КЖД запуск поезда на 40 контейнеров из порта в Гданьске. Теперь доставка груза из Польши в Москву будет осуществляться через Калининград. Предполагаемая нагрузка на этот маршрут — 2 тысячи контейнеров в год.

Литовские железные дороги тоже выразили желание сделать акцент на обслуживании портов. Они хотят занять коридор между Черным и Балтийским морем. Чтобы повысить свою популярность, Lietuvos geležinkeliai еще в начале года запустила специальную программу скидок на трансфер в калининградский порт. Сейчас по этому направлению действует скидка на 10 видов товара. Обратно на льготных условиях можно провезти товары из 24-х разных групп. Такие скидки, по ожиданиям руководства ЛЖД, должны помочь им выйти на полную загрузку. Пропускная способность этой ветки — около 100 млн. тонн. Сейчас по ней провозится только 45 млн.

img3494

Хочет увеличить транзит в этом направлении и Белорусская железная дорога. Ее начальник видит перспективу в перевозке нефтепродуктов через калининградские порты. За последние полгода белорусскими поездами было провезено через Калининград более 5 млн. тонн грузов. В основном это чугун, черные металлы и удобрения.

Не грузоперевозками едиными

Владимир Ковтун, отвечающий за развитие транспортного комплекса, предложил также не забывать и о туристической ценности портов. Он считает, что к Чемпионату мира по футболу, необходимо реконструировать порт в г. Пионерский. По его мнению, многие туристы могут предпочесть путешествие на корабле самолету. Путешествие морем — это самостоятельное приключение, которое может стать важной частью поездки на футбольный чемпионат.

Эта идея нашла поддержку среди других участников Форума, но активно не обсуждалась. Морской туризм в Балтийском море развит слабо, и там требуется значительно больше инвестиций, чтобы добиться существенного результата. Холодный климат, частые дожди, туманы — все это делает такие путешествия не слишком привлекательными. Чтобы туризм начал приносить солидный доход, придется обустроить до десятка портов, продумать интересные маршруты и провести рекламную кампанию в поддержку такого вида отдыха. Перевозка грузов — менее требовательная сфера, поэтому акцент был сделан именно на ней. Но развивать пассажирский трансфер в Калининграде однозначно будут. На Форуме был также сделан доклад о развитии авиасферы в этом направлении. За последние 5 лет 1,5 млрд. рублей были потрачены на организацию более комфортного авиасообщения Москва—Калининград и Калининград—Санкт-Петербург. Так что прибывшие на корабле смогут легко добраться в любую из столиц РФ.

Изменения в законодательстве

Много дискуссий на Форуме было посвящено вопросу поиска новой глобальной парадигмы развития для Калининградской области. По мнению спикеров, она должна включать в себя некоторые временные изменения в законодательстве. Генеральный директор «ДСВ-Транспорт» сделал акцент на разработке новой экономической доктрине. Он считает, что области нужны послабления в администрировании процессов из столицы, а также субсидии для поддержки всех видов транспорта. Будут ли они предоставлены — вопрос будущего.

Всего за два дня было заслушано несколько десятков докладов. По их результатам подготовлена резолюция, которая еще будет рассматриваться экспертами, а после передана во все ответственные инстанции. Тогда-то и будет принято решение о субсидировании, а также привлечении дополнительных инвестиций. Но прогноз более чем утешительный. У Калининградской области есть огромный потенциал развития транспортной сферы. Более того, ведущие игроки рынка готовы сражаться за то, чтобы именно у них появилась возможность организовать грузопотоки через эту точку в Европу и Китай.

zvonok pro lg

Сохранит ли Латвия право называться транзитным государством?

Для экономики Латвии международный транзит всегда был второй по значению отраслью. Ежегодно перевозки давали более миллиарда евро дохода. Это лишь немногим меньше, чем передовая для этой страны деревообрабатывающая промышленность. Но уже несколько лет сфера трансфера является малоприбыльной. С 2013 по 2015 год оборот грузов падал на 5-7 процентов ежегодно. В 2016 ситуация стала совсем критичной. Только за первое полугодие оборот портов упал на 13,7%. Это значит, что в этом году экономика Латвии потеряет не меньше 180 миллионов евро. Если так продолжится и дальше, отрасль перевозок может стать откровенно убыточной и невыгодной для страны.

Поэтому общество «Балтийская ассоциация — транспорт и логистика» забило тревогу. Его руководство обратилось к ответственным лицам в латвийском правлении с просьбой оценить перспективы отрасли и разработать стратегию выхода из кризиса. Со своей стороны БАТЛ предоставил на рассмотрение аналитику рынка, которая позволяет лучше понять причины спада.

В первую очередь среди причин называют то, что свою транзитную политику меняет Россия. Вадим Ярошенко - руководитель консультационной компании «Laika stars» отмечает, что России удалось переориентировать товаропотоки на свои порты в Приморске, Петербурге и Усть-Луге. Их близкое расположение к Латвийским портам и лишило последние ожидаемой прибыли.

Также БАТЛ говорит о том, что в сфере происходит и более глобальный переворот. Свой «Шелковый путь» строит Китай. Растет в объемах не только перевозка в Китай, но и обратный экспорт. Китай старается улучшить сервис и отдаленное расположение от всех европейских стран заставляет его искать максимально короткие пути. Сейчас стандартные сроки поставки из Китая 20-30 дней. Это существенно больше, чем предлагают другие страны. Поэтому единственным преимуществом востока остается цена.

FILG0830

БАТЛ предлагает Латвии искать новые варианты сотрудничества с учетом текущих тенденций на рынке и амбиций других стран. Сейчас правительству необходимо решить, хотят ли они сохранить эту отрасль, и если ответ положителен, то как. На первый взгляд, большинство решений, которые должны сделать пребывание в латвийских портах более выгодными и комфортными, экономически не целесообразны. Так что поиск будет долгим, потребуется привлечение экспертов из различных сфер.

Но все же много времени на раздумья нет. Уже в начале ноября в Риге пройдет саммит формата 16+1, на котором будут представители морских стран ЕС и Китая. Все готовят свои предложения по пролеганию нового «Шелкового пути» с Востока на Запад. Латвия должна подготовить свое предложение, иначе она выйдет из игры и упустит возможность соревноваться за многообещающий контракт.

Инга Антане — президент БАТЛ — фактически бьет во все колокола. Она направила свое предложение об экспертном сотрудничестве председателю совета Латвийских портов, президенту, премьер-министру и спикеру страны. Также она задействовала министра сообщения и министра иностранных дел. По ее мнению, допустить исчезновение Латвии с карты морских трансферов нельзя, а контракт с Китаем является единственной спасительной соломинкой. Экспорт в Китай, а также доставка грузов на запад могут за несколько лет восстановить отрасль и вернуть стране былые прибыли. Мы будем следить за тем, как продвигается дело, и надеяться на то, что правительство Латвии вместе с БАТЛ примут оптимальное решение.

В каких случаях перевозки морем выгоднее?

Существует множество способов доставки личных и коммерческих грузов из одного пункта в другой. Окончательное решение зависит, в первую очередь, от срочности доставки. Если посылку ждут в пункте прибытия уже через день-два, альтернативы воздушным перевозкам нет. Во всех других случаях стоит рассмотреть возможность отправки груза по морю.

Итак, почему перевозка морем выгодна?

Во-первых, стоимость такого вида отправки существенно ниже, чем авиаперевозка. Это объясняется относительно низкой себестоимостью транспортировки: крупнотоннажные суда способны принять на борт большое количество груза единовременно, а современные технологии погрузки-разгрузки в морских портах позволяют дополнительно сэкономить на рабочей силе. Кроме того, благодаря широко развитой сети морских и речных перевозок транспортным компаниям удается оптимально организовать стыковочные рейсы. За счет этого грузы не хранятся по несколько дней в промежуточных портах.

Во-вторых, морские перевозки незаменимы, когда необходимо отправить одномоментно крупную партию груза. Большая вместимость трюмов значительно упрощает логистику и сокращает количество необходимых для сопровождения грузов документов. Отправитель избавляется от необходимости делить груз на части и сопровождать отправку каждой отдельно взятой партии. Отдельным пунктом следует отметить крупный неделимый груз, который принципиально невозможно доставить другими видами транспорта, например, тяжелую строительную технику.

В-третьих, вы можете воспользоваться услугами морских контейнерных перевозок, даже если груз, который вы хотите отправить, невелик и не займет целый контейнер. Широко практикуется, например, доставка сборных грузов из Польши в Москву и другие города России. При таком подходе контейнер укомплектовывается из грузов нескольких заказчиков, что заметно снижает для каждого из них стоимость перевозки.

Кроме того, имеет смысл отправка морем товара, требующего специфического ухода, — хрупкого, скоропортящегося или нуждающегося в особом температурном режиме. Во время «путешествия» сотрудники транспортной компании будут иметь доступ к грузу и смогут обеспечить ему необходимые условия перевозки.

zvonok pro lg

Немаловажный пункт — возможность отслеживания отправленного груза в режиме реального времени. Если доставка груза из Германии в Ростов или другой российский город осуществляется водным транспортом, каждый промежуточный пункт логистической цепочки обязательно будет отмечен в маршрутном листе. Информация о том, что груз прошел очередной пункт маршрута, как правило, появляется на сайте компании-перевозчика в течение нескольких часов. Также есть возможность отслеживать местонахождение корабля во время плавания. Благодаря этому риск потери товара в пути сведен к минимуму. 

Новости компании

Возможно ли применение криптовалют в логистике?
11 Окт 2017 14:22Возможно ли применение криптовалют в логистике?

Высокорейтинговые логистические компании, совершая международные перевозки Италия – Россия и Россия  [ ... ]

Показать новость
В России будет создан справочник грузовых автоперевозчиков
11 Окт 2017 14:20В России будет создан справочник грузовых автоперевозчиков

По инициативе Межотраслевого экспертного совета и при поддержке ФБУ «Росавтотранса» будет проведен м [ ... ]

Показать новость
ЕЭК готовится к интеграции в мировую систему транспорта
04 Окт 2017 13:01ЕЭК готовится к интеграции в мировую систему транспорта

Департамент транспорта и инфраструктуры планирует провести реформы в сфере транспортных услуг в неск [ ... ]

Показать новость
Россельхознадзор: новые правила транспортировки грузов по Псковской и Тверской области
04 Окт 2017 13:00Россельхознадзор: новые правила транспортировки грузов по Псковской и Тверской области

В соответствии с законодательством РФ с 01.01. 2018 года выдача документов сопровождения для транспо [ ... ]

Показать новость
Бизнес-структуры и руководство таможни обсудили новый Таможенный кодекс
15 Сен 2017 09:24Бизнес-структуры и руководство таможни обсудили новый Таможенный кодекс

Минераловодская таможня стала местом встречи представителей крупного бизнеса Северо-Кавказского реги [ ... ]

Показать новость